За полгода существования «Кристалла» в Суперлиге звание одного из лидеров команды прочно застолбил Ришат Котляров. Впрочем, другого и не ожидалось, 37-летний футболист говорит откровенно: в клуб его брали, чтобы молодежи было, к кому тянуться.

Чемпион России, обладатель Кубка страны, игрок сборной… Ришат провел в мини-футболе почти 20 лет, и история этого вида спорта буквально творилась на его глазах. Пока нападающий на восстановительной паузе по состоянию здоровья, мы решили поностальгировать с ним о старте карьеры, грандах прошлого, громких именах «миньки»… а еще, конечно, слегла попрогнозировать ближайшее будущее.

В: Как Ваше самочувствие после операции?

О: Все хорошо, ничего не болит, все по плану, как хирург описывал. Оказалось даже, что повреждение ахилла не такое серьезное, как предсказывалось. Я этому очень рад.

В: Как переживаются такие восстановительные паузы, когда нет возможности играть?

О: Опыт есть, это уже не первая моя операция, так что психологически я готов. Сейчас провожу больше времени с семьей, целыми днями дома, можно сказать — отдыхаю.

В: Давайте пройдемся по Вашей истории. Детско-юношеская школа большого футбола, некоторые время в ПФЛ (ныне Первая лига России), затем сразу профессиональный мини-футбол. А с чего все началось?

О: Лет в 11 я попал в местную школу в родном городе Железнодорожный в Московской области. Через пару лет перебрался в Москву, в школу «Перовец»: туда отправил тренер, он увидел во мне предпосылки футболиста. Три года я там прозанимался, сразу заиграть в большой футбол не особо получилось, была пауза где-то год, играл на КФК по области. Потом еще раз попробовался, поиграл в щелковском «Спартаке», а после этого уже Константин Еременко предложил играть в мини-футбол. Все-таки третий дивизион большого футбола и Суперлига мини-футбола – разные вещи. Минька была выше уровнем, в финансовом плане комфортнее, да и перспектив я увидел больше. Решил воспользоваться этим шансом. Не всегда же предлагают пойти в такую команду, где играют Жоан, Сирило, Рахимов (улыбается).

В: Константин Еременко — человек с громкой фамилией в истории мини-футбола (лучший мини-футболист России ХХ века, основатель МФК «Динамо» — прим.ред.). Как вы познакомились, где он Вас заметил?

О: Был период, когда я играл в футзальном «Динамо» у Андрея Полховского. Как раз там Еременко меня и заметил. Приехал в мини-футбольный клуб «Динамо», потренировался, предложили контракт на четыре года – я, естественно, согласился.

В: Вы сразу поверили в возможность стать профессиональным мини-футболистом или в параллель занимались чем-то еще – учились, работали?

О: Коме футбола у меня практически ничего не было. Школу закончил, а в институт не поступал. Был техникум, но я не доучился — не понравилось. Решил сделать ставку на спорт: либо заиграть, либо идти в армию. Ставка оправдалась, в армию на тот момент идти не пришлось. Уже когда подписал контракт с «Динамо», мне предложили устроиться в академию МВД. Пять лет отучился, параллельно тренировался и играл.

В: «Динамо Москва» в свои годы было сильнейшей командой России и одной из сильнейших команд Европы – победитель Лиги Чемпионов 2005/2006, затем три года подряд финалисты турнира (11/12, 12/13, 13/14). Что дал Вам этот клуб? Как Вы вспоминаете время в составе коллектива?

О: Опыт игры в «Динамо» повысил мой уровень мышления и скорость принятия решений. На первых тренировках у меня голова кругом шла — я не мог даже мяч отобрать. Такие скорости, такие быстрые передачи — я первый раз с таким столкнулся.

Буквально за пару месяцев до просмотра в команду я следил за финалом Кубка УЕФА, где «Динамо» играло с бельгийским «Аксьоном». Только-только видел всех этих людей по телевизору и тут приезжаю… Волнение было сильное, и ощущение, как будто бы в сказку попал. Хорошие были времена, уровень мини-футбола, на мой взгляд, был выше, но это субъективное мнение (улыбается).

В: На Ваш взгляд, удалось ли Вам реализоваться в цветах команды?

О: Вспоминаю сейчас, какой у меня был уровень… Вот бы мой нынешний опыт в те годы (смеётся). Конечно, если честно, я себя не реализовал. Уходил в аренду, закрепиться в основном составе не получилось, конкуренция была очень высокая, а играть хотелось. Игра – лучше любой тренировки.

Но как получилось, так и получилось. Я своей карьерой доволен.

В: Семь лет Вы провели в клубах Москвы и Московской области, а затем отправились в путешествие по Сибири: «Сибиряк», «Газпром-Югра», «Норильский Никель». Что повлияло на смену локаций?

О: ЦСКА закрывался, а я еще и получил травму крестообразных связок. У меня вариантов было немного: на меня выходили КПРФ, и я уже собирался оставаться в Москве. Но прямо перед тем, как принял решение, позвонил «Сибиряк». Там финансовые условия были лучше, и команда в минувшем тогда сезоне играла в финале. А лучше все-таки идти в клуб, который ставит высокие цели, где уровень игроков выше. Тем более мне было 26 лет, возраст, когда надо играть в сильных командах, чтобы расти и развиваться.

Решение переехать принял быстро, хотя оно было сложным: у меня только родился сын, нужно было все перевозить, а здесь друзья, родственники. Подумал «футбольная карьера не такая длинная, почему бы не посмотреть другие города». И я не пожалел, это были одни из моих лучших лет. Считаю, что полноценно раскрыл себя как раз в «Сибиряке» на второй год. В первом сезоне после травмы еще приходил в себя, вливался в коллектив, во втором же были хорошие показатели, я стал одним из лидеров команды, меня болельщики признали лучшим игроком. Думаю, это одно из самых важных в игре, когда тебя признают люди. Не кто-то отдельно, а общность, которая болеет за команду.

В: Как Вам северная жизнь? «Будет и вкусная северная рыба, и оленина. Так что морозные суровые дни будут переживаться на ура» — ваша цитата после перехода в «Норильский Никель». Удалось скрасить суровость быта деликатесами?

О: За три года жизни в Новосибирские я подготовился. Пейзажи в Норильске другие, конечно. Новосибирск — третий город России по численности населения, он поразвитее, и климат там помягче. Норильск более суровый: там морозы, сугробы, со второго этажа можно было выходить через окно, воздух так себе, мало дневного света. Но в основном игроки в квартире или на тренировках, больше особо ничем не позанимаешься.

А северные деликатесы я люблю покушать, еще всегда привозил домой, угощал близких и всем нравилось.

В: В период с 2012 по 2020 годы Вы сменили четыре «игровых» города. Как близкие переживали такое турне?

О: Если считать переезды, то это только Новосибирск и Санкт-Петербург. И «Норильский Никель», и «Динамо Самара» базировались в Подмосковье: в Мытищах и Троицке. Поэтому мы жили в Москве. А так летали только играть, поэтому на семье это не сильно отразилось.

Сейчас Санкт-Петербург совсем недалеко от Москвы, нет такого, что уехал и только через полгода можно вернуться домой. Сына устроил в школу, дочь в садик — команда помогла, проблем сильных не возникало. Дом для меня там, где семья.

В: В 2019 году Вы впервые были вызваны в сборную России. На тот момент Вам было 33 года, игрового опыта уже достаточно, в том числе и на международных клубных турнирах. Но все же — была ли нервозность на первых играх, чувствовали ли дополнительную ответственность?

О: Конечно. Это другой уровень, ты представляешь всю страну, ты горд, что из большого количества футболистов, именно ты попал в эту маленькую заявку. Это дополнительные обязательства, уровень ответственности выше – ошибки могут привести к тому, что в следующий раз ты уже не вызовешься. Это не клуб, где контракт, и минимум сезон ты точно отыграешь. Но это очень приятно, тем более в 33 года: на моей памяти это первый случай, когда в таком возрасте взывают в сборную.

В: В 2021 году был Чемпионат Мира, где Россия дошла до четвертьфинала. В 2022 – серебро Чемпионата Европы. У Вас было ощущение, что в эти моменты национальная команда популярна в стране?

О: Да, конечно. Жалко, что я не попал на эти турниры, хоть и был на отборочных, но ничего. По телевизору показывали матчи, были репортажи, посвященные событиям. Обидно, что дальше не продолжается обсуждение команды и спорта в медиа, нет продвижения. Все-таки, на мой взгляд, для нашего климата мини-футбол было бы неплохо развивать. Это был бы наш продукт. Практически в каждой школе в России есть зал, а футбольных полей мало. Финансово это тоже не так затратно, и, на мой взгляд, мини-футбол позрелищнее.

В: У Вас есть свои фавориты среди сборных?

О: Аргентина мне нравится, там интересный подбор футболистов, все примерно одного уровня, нет суперзвезд. Команда боевая, наблюдать за ними интересно. Мне и в большом футболе Аргентина нравится. На Чемпионате Мира я болел за Месси, чтобы он наконец стал чемпионом мира (улыбается).

В: Немного ностальгии — какой сезон и в какой команде стоит особняком в Вашей карьере как самый неординарный? И в хорошем, и в плохом смысле слова?

О: В ЦСКА я себя не нашел, провел там четыре с половиной года, а раскрыть себя так и не удалось, хороших сезонов не было. Плюс были травмы, два раза на левой и правой ноге рвал крестообразные связки.

А самые лучшие годы были в Новосибирске, как ни странно. Там и относятся ко мне хорошо. Это приятно и тепло, что люди до сих пор помнят и ценят. Это дорогого стоит. Это то, ради чего хочется играть в футбол.

В: Что Вы считаете своим самым большим успехом за карьеру?

О: В «Газпром-ЮГРЕ» я стал чемпионом (сезон 2016/2017 – прим.ред.), а в «Сибиряке» выиграл свою первую бронзу (Чемпионат России сезона 2013/2014 – прим.ред.). Вроде бы все всегда стремятся получить золото, но по моим ощущениям, та бронза не хуже. И мне она дороже, чем чемпионство «Газпрома».

В: Вы в мини-футболе почти 20 лет. На ваших глазах этот вид спорта менялся – расформировывались гранды прошлого, формировались новые звезды. Как считаете, с чем связана некоторая нестабильность российского мини-футбола?

О: Очень много команд частных. Люди, любители, те, кому нравится мини-футбол, собираются, находят возможность достать бюджет, но на долгий срок задержаться не получается, когда нет финансовой поддержи. «Дина» была командой Козлова, «Динамо» тоже, по сути, открывалось за счет одного человека. «Динамо-Самара», ЦСКА… Мини-футбольные команды открываются благодаря личностям, которым это интересно. Долго существуют «НорНикель», «Газпром», они и будут существовать.

На мой взгляд, нужно, чтобы РФС работал с клубами большого футбола, чтобы они открывали мини-футбольные подразделения. В финансовом плане это будет не накладно, а спорту в общем пойдет на пользу. На паркете хорошо работать над техникой, над скоростью приятия решений. Дети, которые занимаются мини-футболом, смогут переходить в большой футбол, и тогда его будет интереснее смотреть, чем сейчас.

В: В 2022 году на арене появился «Кристалл», тоже частная инициатива. Расскажите, как Вы узнали об этой команде и как долго решались на переезд в Санкт-Петербург?

О: Мне Илья Фёдоров позвонил, мы с ним давно знакомы и вместе играли, рассказал о проекте. Я, недолго думая, согласился. Когда команда вот-вот создается, с ней интересно писать историю и больше шансов оставить свой след в ее становлении. Плюс, больше возможностей продолжить не только игровую карьеру, но может и на других должностях.

В: Вы рассматриваете для себя возможность стать тренером или функционером, например?

О: Ну смотрите, я столько лет отдал этому виду спорта и больше нигде не работал, где я еще могу себя проявить? Конечно, логичнее пробовать себя там, где я уже столько лет существую. Если не получится, то буду искать себя в другом амплуа. Но, конечно, я хотел бы продолжать в мини-футболе. Посмотрим, загадывать не хотелось бы.

В: Большинство игроков «Кристалла» – петербургская молодежь. Вам так или иначе необходимо быть лидером в игре, где-то брать инициативу на себя. Вам по душе такая роль?

О: Да, с этой ролью я сюда и пришел. Вряд ли меня брали, чтобы я был посредственным игроком (улыбается). Был план, чтобы я передавал опыт, помогал штабу, чтобы на поле ребята видели, к кому тянуться, у кого учиться. Это определенная ответственность. Не как в других командах, это интересный опыт, и еще одна причина, почему я выбрал «Кристалл». Если бы не травма, которую я сейчас получил, я бы принёс ребятам еще больше пользы.

В: Вы видите для себя какой-то предел именно с точки зрения возраста? «Исполняется 40 – ухожу».

О: Честно, нет (улыбается). Все по здоровью и главное, чтобы уровень не падал. Когда я увижу и почувствую, что не тяну Суперлигу… а так пока могу играть, почему нет? Закончить я всегда успею. Надо играть, пока играется.

В: Блиц! Топ-три партнера по команде за всю карьеру.

О: Николай Канивец, Сергей Просветов, Иван Поддубный.

В: Главная потеря российского мини-футбола в 21 веке?

О: Расформирование московского «Динамо»

В: Если не футбол, то?

О: Не знаю, такого даже в мыслях не было. То ничего! (Смеется).